О ЧЁМ РЕЧЬ?
Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду
не стоит. Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок:
«Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой
смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту
приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время
упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением,
щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические
заболевания.
Чем раньше выявится патология, тем меньше риск возникновения
серьёзных логопедических проблем, поскольку сенситивный (чувствительный) период
для развития речи – возраст именно до 5 лет.
Занятия с логопедом не имеют противопоказаний. Повтор звуков
ещё никому не навредил. Отнюдь. В ряде случаев занятия с логопедом крайне
нежелательны, например, при ОРВИ, ОРЗ и различных проблемах с носоглоткой. Пока
ребёнок полностью не выздоровеет, заниматься не стоит – есть риск осложнений.
Большая нагрузка противопоказана и при некоторых
заболеваниях нервной системы. В таком случае просто необходимо,
чтобы «дали
добро» невропатолог или психиатр. Конечно, сами занятия не могут
спровоцировать, к примеру, приступ эпилепсии, но в сочетании с другими
факторами станут «последней каплей».
Сейчас много хорошей методической литературы, все
логопедические проблемы можно решить самостоятельно. И не только
логопедические. Ещё, говорят, зубы можно самим удалять, коли приноровиться … А
если серьёзно, то самодеятельность здесь – не лучший вариант. Родители –
неспециалисты не могут быть твёрдо уверены, что их собственное
звукопроизношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук
должен произноситься именно так. Ребёнок будет усердно повторять и про Сашу на
шоссе, и про траву на дворе, и долбить языком – «молоточком», находя то
положение языка, при котором звук «похож» на правильный. Родители рады – сами
справились! Отпрыск счастлив – наконец – то Саша ушла со своими сушками к
другим незадачливым детям. Не рад лишь один логопед: он знает, что с этого
«почти правильного» звука на окончательно правильный перейти будет в десять
раз, чем до самодеятельных занятий.
Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он
показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять
пройденное можно и самостоятельно – с книжками, Сашами и сушками.
Чтобы получить хороший результат, нужны ежедневные занятия.
Если таким считать перегрузку и детскую ненависть к
противной тёте с её картинками – да. Если нужен иной результат, заниматься
стоит не больше 2-3 раз в неделю. В остальные дни можно самостоятельно
повторять упражнения минут по 10-15, не больше. Существуют логопедические
санатории, где с детьми занимаются ежедневно. Но там занятия групповые, потому
и нагрузка меньше.
На индивидуальных занятиях с логопедом ребёнку приходится
работать гораздо больше, и потому их нельзя проводить ежедневно.
Сюсюкая с ребёнком, взрослые замедляют его речевое развитие.
Забавные конфетки – « кеньки», апельсины – «асиники» и
прочие сяси – масяси представляют опасность лишь в том случае, когда ребёнок
постоянно находится в окружении умиляющейся родни.
Если же он слышит нормальную речь в садике и на улице,
проблемы логопедического характера вряд ли возникнут.
Постоянное сюсюканье задерживает психическое развитие, ведёт
к инфантилизму. Ведь ребёнок понимает, что на самом деле так не говорят
большие, так лепечут малыши. А если уж «масинка» нравится этим взрослым, почему
бы не притвориться маленьким? Можно покапризничать, потопать ножками, схватить
лучший кусок с тарелки – и не только в нежном возрасте. Как там у классиков
советского кино? «Масик, ты – болвасик» и «Масик хочет водочки?»
Параллельные занятия с логопедом и репетиром по иностранным
языкам ускоряют процесс развития речи.
Драмкружок, фотокружок… И за кружок по рисованию тоже все
голосовали. Зачастую родители (разумеется, из лучших побуждений) хотят научить
ребёнка всему и как можно раньше. Но перед тем как вести чадо в очередной
развивающий центр, задайте себе вопрос: с какой целью?
Если хотите, чтобы ребёнок серьёзно изучал язык, ему нужны
индивидуальные занятия с педагогом. Но в таком случае необходимо
проконсультироваться с логопедом. Если ещё не все «наши» звуки поставлены, а
параллельно начинается изучение «же не манж па сис жур», ребёнок может просто
запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот звук в русском, английском или
французском может иметь разную артикуляцию. В двуязычных семьях ребёнок поймёт,
как правильно, - для него это будет органично, при изучении языка с педагогом –
не всегда.
«Облегчённое» обучение иностранному языку в группе со
стишками-песенками на произношение вряд ли повлияет, но и практической пользы
тоже не принесёт. С таких занятий дети обычно выносят пару фраз, десяток слов,
не более.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод: идите к
специалисту, если в 2-3 года ребёнок выговаривает лишь отдельные слоги; его
речь нечёткая, он путает слоги и неправильно произносит звуки; малыш не
использует в своей речи предлоги, не согласовывает слова. А если он заикается?
Логопед может справиться только с лёгкими формами заикания. Если это следствие
логоневроза (ребёнок заикается лишь при общении с другими людьми, выступлении
на публике, когда он волнуется), лечить его нужно у психотерапевта. Если
ребёнок заикается постоянно, в том числе разговаривая сам с собой, ваш
врач-невролог.
Комментариев нет:
Отправить комментарий