МБДОУ «Детский сад №1 «Росток»,
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как развивать речь ребёнка дома»
Воспитатель
Лапунова Е. А.
2016 г
г. Усолье-Сибирское
Развитие и совершенствование звуковой
культуры речи
По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.
Для развития фонематического слуха упражнять
ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии
любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах;
делить слова на слоги и определять их последовательность.
Следить
за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не
так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и
неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого,
произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.
Закреплять
произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие лексической стороны речи
Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие
они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе,
о тех людях, которые вас окружают.
Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя
порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и
планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
По
рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и
совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Формирование грамматического строя
речи
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.
В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации,
позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить
за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного
числа в родительном падеже.
Поощрять
стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений
(сложносочиненные и сложноподчиненные).
В игровых ситуациях упражнять ребенка в
составлении простых распространенных предложений.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
Закреплять
полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических
высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок; пересказы
сказок; составление элементарных описаний.
Поощрять
попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил
составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения
театрализованными средствами.
Начиная с пяти лет, дети переходят в
старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка:
многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи
лет, когда начинает перестраиваться организм.
Это лучшая пора детства!
Дети этого возраста любознательны,
самостоятельны и активны. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые
возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически
оформленной и содержательной.
Чтобы ребенок своевременно и качественно
овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще,
вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.
ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —
НАДО ГОВОРИТЬ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий